центральная россия, южное подмосковье: горки ленинские
середина августа 2024-го. хз какая по счёту вылазка в ленгорки, но за последние 10 лет - уже четвёртая. про кончину ленина писал в первой заметке, про усадьбу - в предыдущей.
обзор поста (примерно 260 слов / полстраницы текста):
- юбилейное;
- про выставку - временный арт-проект "быть здесь";
- павильон жд-станции ленинская;
- как меняется усадьба - новое руководство, кинотеатр под открытым небом, сгоревший киногородок;
- перспективное развитие территории;
- дальний ленин - про памятник "шагающий ленин" и.д.бродского;
- вятские курганы;
- красивые виды на обратной дороге.
снимал на redmi note 13 pro 5g.
юбилейное
100-летний юбилей ленинской кончины прошёл почти никем не замеченным - событие отмечалось в январе этого года. я тогда частенько обновлял страницы с новостями на сайте музея ленгорок, но ни одним из юбилейных мероприятий не соблазнился - тут такой же тухляк, как в том самом саркофаге.
мне кажется очевидным было поиграть в, так сказать, траурную процессию - какой-нибудь перформанс по мотивам переноски тела из горок к жд-станции, но какой там... так как смерть забрала вождя зимой, тело можно было бы слепить из снега, причём во время переноски фигура могла бы ещё и таять, и, к примеру, до станции тело разложилось бы до состояния снежной слякоти.
про выставку
в этот раз ленгорки заманили меня выставкой современного искусства - временный проект "быть здесь" - типа сайт-специфик проект на границе города и леса.
несколько локаций усадьбы (аллея вождя, курганы вятичей, оранжереи) были выбраны лишь в качестве дополнительной площадки, основная же экспозиция разместилась в бетонной коробке (кажется, недостроенная котельная - но мне, как любителю архитектуры голого бетона, постройка видится вполне себе завершённой) на территории коттеджного посёлка "южная долина", плюс кучка объектов вдоль тропок на территории примыкающего к посёлку лесопарка; до основной площадки от ленгорок пришлось пройтись - 20 минут вдоль шоссе и промзон.
prorus.ru: в рамках site-specific проекта "быть здесь" художники размышляют над контурами городской и природной среды и пересматривают своё положение относительно когда-то знакомых координат. законсервированное бетонное здание на границе города и леса, становится арт-лабораторией для студентов и выпускников института современного искусства иосифа бакштейна и входной точкой для зрителей, предлагая задуматься, что происходит в этой приграничной зоне? как соседствуют природное и рукотворное? и что означает "быть здесь" для каждого попавшего сюда.
планировал купить электронный билет (200 руб / 2,2 долл), но благодаря яндекс-афише не случилось - сколько не обновлял страницу, на этапе оплаты сервис всякий раз начинал виснуть. как оказалось, билеты на месте проверять было некому - в будние дни выставка работала автономно, так что яндекс, можно сказать, сэкономил мне две сотни.
среди авторов объектов - почти что одни девочки, причём заметил тенденцию не только в рамках этой выставки, но и большинства выставок, которые посещал в этом году (к слову, посещать их стал теперь гораздо реже, так как после ковидного 2020-го во всех арт-галереях наблюдается тотальный порожняк, ну а с февраля 2022-го про актуальное искусство можно было бы и вовсе забыть).
не сказать чтоб и эта выставка как-то сильно выделялась, но всё же - не так уж тут и плохо; часть инсталляций в том или ином виде я уже будто бы где-то видел, а часть - лучше б, пожалуй, и не видел.
самый эффектный (и даже в каком-то смысле говорящий) из представленных в бетонной коробке объектов - чёрная надувная труба "тёмные структуры" by павел зуданов.
экспликация: надувная инсталляция не вносит физических изменений в архитектуру здания, но сжимаясь, прорываясь, удерживая и захватывая окружающее пространство, создает динамику устойчивости и нестабильности внутри и снаружи.
из того, что понравилось - "путь реки" by оксана виноградова. образ местной речки туровка на серии полотен, природный рельеф на которых образован разным мусором найденным в округе; само помещение при этом затоплено.
экспликация: размышление о судьбе реки туровки. река как трещина, разрез, рана. река как артерия между заповедником "горки", посёлком и городом. время течёт, течёт река. проберется ли она сквозь все препятствия, созданные человеком, или от нее останется только высохшее русло?
туровка - небольшая хз-сколько километровая речушка, которая заканчивается запрудой у подножия холма, на котором расположен главный усадебный дом. с прошлого года экологи бьют тревогу - вроде как из говностоков нескольких новых коттеджных посёлков (в том числе того самого посёлка "южная долина") регулярно сбрасывают нечистоты, из-за чего речка становится слишком пенистой, а какая-нибудь нутрия начинает плавать брюхом кверху.
"теплообмен" by анна салимзянова.
экспликация: в гигантском соломенном шаре бактерии thermus aquaticus генерируют тепло, а закреплённые на поверхности объекта вязаные вещи, созданные человеческими руками, это тепло удерживают. размеры и расположение объекта отсылают к солнцу как источнику жизни. работа была создана для заброшенной котельной "горок", чтобы вернуть ей изначальную функцию - производство и поддержание тепла.
"imprint" by оксана виноградова.
"про пасть" by ольга божко и надпись шифтом брайля - "я могу говорить" (by елена извольская).
...
((
в лесу же, как по мне, ничего заслуживающего внимания представлено не было.
кстати, в глубине этого лесочка, то есть примерно в сотне метров от парковых тропок, расположен командный пункт войсковой части пво - этот момент в арт-объектах, кажется, никак не обыгрывается. к примеру, висюльки на воротах-ториях можно было бы стилизовать под ракеты (да и намёка было бы достаточно - хотя бы нацарапать на поверхности маркировку с номерыми знаками и тем, что там должно быть присутствовать у снарядов). да и сами стволы деревьев как бы направшиваются на образ ракет - можно было бы обыграть образ направления - то ли ракеты наготове, то уже приземлились.
...
"соблазн" by саша сорокина.
экспликация: полотно ткани с изображением ярких цветов оплетает деревья. такое украшение пейзажа могло быть задумано, чтобы придать ему соблазнительный вид, но на деле жест выглядит неуместным и абсурдным, наглядно демонстрируя наше стремление подчинить и контролировать природу. автор работы пытается через иронию призвать к пересмотру подходов к окружающей среде, поиску новых практик взаимодействия человеческих и нечеловеческих агентов, обеспечивающих органичное сосуществование, а не противостояние. отчасти работа реализует эти принципы - разрезы в ткани побуждают вглядеться в природу, а развевающиеся на ветру фрагменты полотна будто показывают зрителю язык.
часть арт-объектов были представлены на территории ленгорок (здесь фоткал далеко не все). ленинская тема никак не затронута.
"грибница" by анна салимзянова
экспликация: классические парковые вазоны, помещённые среди камней у ворот усадьбы зинаиды морозовой, начинают жить в соответствии с законами чуждого для них пространства природы. они размножаются и осваивают новую территорию по принципу грибницы. вместе с объектом "мимикрия" работа входит в авторскую серию, в которой парковая скульптура и природная среда вступают в диалог. метаморфозы рукотворных объектов актуализируют темы примирения, слушания и всматривания в другого. зрителю предстоит решить, теряет ли объект свою идентичность или приобретает новую.
"мимикрия" by анна салимзянова
экспликация: классическая парковая статуя "девушка с виноградом", установленная рядом с деревом, пускает корни, обрастая новой кожей. как вести себя на чужой территории, где действуют свои правила, обычаи и отношения? будет ли мимикрия самозащитой или уважительным приспособлением к иному?
"адаптация vi. берёзовый мир" by света калашникова
экспликация: если нет возможности открыто проявлять себя, свою природу, своё мнение, мы адаптируемся под ожидания окружающих, надеваем на себя маску, личину. красивую, удобную, вызывающую восхищение, но скрывающую наше истинное "я". удобно ли ее носить? срастёмся ли мы с ней со временем? или она истлеет, а подлинная сущность окажется сильнее? в работе использованы металлическая сетка и натуральные материалы: теплота и мягкость шерсти, пластичность техники валяния противопоставлена жёсткости и холоду металла.
арт-объекты тут периодически возникали и раньше. например, в 2015-м перед ленин-центром успел застать временную лэнд-арт площадку, утыканную деревянными скульптурами.
павильон жд-станции ленинская
в конце прошлого года чуть было не поехал на другую выставку - тоже как бы современного искусства - но не в усадьбе, а в многострадальном павильоне жд-станции ленинская, что в 4 км от ленгорок. новые владельцы павильона (ржд вроде как продала здание каким-то коммунистам), перед тем как приступить к его реставрации, решили сделать внутри выставку, посвящённую рублям. за вход хотели 400 руб, что для такого откровенно провинциального уровня тамошних арт-объектов - ту мач; так что решил тогда обойтись фотками в инсте - но ничего залипательного там не нашлось.
теперь можно плавно перейти к теме станции. на днях на авито появилась объява о продаже павильона станции в качестве коммерческой недвижки. 500 млр руб. текст объявы - ниже:
пpодаетcя коммерческая недвижимoсть, ж/д вoкзал 1954 гoдa, стaлинский aмпир, apxитeктop б.с.мезенцeв, м.а.шпотов. павелeцкое нaпpaвлeниe, отдельнoстoящeе здaниe 700 м2 + 350 м2 манcapдa, 24 бeлыe колoнны по внешней чaсти, внутpи 12 колoнн pозовогo мpaмoрa, 3 уpoвня кеccoнных потoлкoв. тpафик пешеходный, авто м4, ржд, мцд-5. туристический трафик кластера более 230 тыс человек в год. историческое здание, историческое место, коллекции мирового масштаба, выставочная деятельность, возможность прикоснуться к истории и стать ее частью. помещение собственность. документы получены. объект культурного наследия регионального значения, с полным комплектом документов. коммерческое использование, аренда, торговля, общепит. доходность от 15% годовых, финмодель. потенциал коммерческий, культурный, рекреационный. стадия реализации. возможность приобретения частями от 20% (100 млн.руб). в период продажи здания возможны коммерческие фото/видео сьёмки, успейте застать руинированную красоту сталинского ампира! собственник.
www.avito.ru/moskva/kommercheskaya_nedvizhimost/stalinskiy_ampir_4093419834
как меняется усадьба
вход на территорию подорожал на 50 руб (в прошлом году пришлось расстаться с целой сотней), хотя по справедливости в эти дни следовало бы пускать либо бесплатно, либо со скидкой, так как примерно половина территории была занята подготовительными работами к джаз-фесту - 10-м по счёту "jazzовым сезонам" (а дудеть сюда прислали аж игоря бутмана).
в этот раз увидел на территории 24 маршрут автобуса (номер маршрута, на секундочку, является отсылкой на год смерти ленина) - тот приезжает сюда со станции ленинской, и то, платят ли пассажиры, выходящие на остановке в ленгорках, за входной билет - для меня осталось загадкой. сам же автобусами до горок ни разу не добирался, так как по сложившейся традиции от станции пешком - примерно той же тропой, по которой морозной зимой 24-го носильщики тащили на себе мёртвого вождя (на станции труп погрузят в спецпоезд и увезут на павелецкий вокзал).
в конце прошлого года в ленгорках появился новый молодой директор: 38-летний экс-глава "мособлкино" евгений сарамуд сменил 37-летнюю алису бирюкову. последнюю продержали в должности чуть больше года (хотя контракт с ней был подписан на целых три). возможно, сработали публикации в тг-паблике "вчк-огпу" (бирюковой было посвящено чуть менее десятка, но сливали, скорее всего, ольгу любимову - с 2020-го та заведует минкультом рф) - поводом для большинства стали возникающие друг за другом пожары (оба киногородка ленгорок сгорели примерно наполовину, плюс пострадали исторические оранжереи). ныне бирюкова занимает кресло главы славного города суздаля - это суздальцам такой подарок в честь 1000-летия города (а предыдущего суздальского главу - сергея сахарова - сместили после скандала с пьяной ездой).
среди прочих достижений бирюковой на посту (перечислю только то, что приводит "вчк-огпу") - уход более трети сотрудников музейного комплекса после урезания зарплат (вроде как их заменили мёртвые души - якобы подружки бирюковой, которые в штате лишь числятся, получая зп) и отправка части ценных экспонатов в музейные фонды, включая пробитое каплановской пулей пальто ленина.
новое руководство, как и предыдущее, решило продолжить курс на событийный туризм - здесь теперь то шахматные турниры, то какие-то квесты, спектакли, и всё в этом духе. в марте на масленницу жгли чучело (нет, не ленинское) и водили хороводы - у меня даже была мысль рвануть туда вместо никола-ленивца (к счастью, в ленивец не поехал тоже - организаторы в этом году сделали он-лайн трансляцию).
а по пятницам и выходным в этом году стали проводить вечерние кинопоказы - в единственном в ленинском округе кинотеатре под открытым небом. на киноафише почти сплошь иностранщина, притом голливудская: пошлятина типа "1+1", "не смотрите наверх" и "три тысячи лет желаний". из отечественного кинопродукта - от "адмирала" до "движения вверх" (тому, кто способен вынести этот киношлак, в голову нужно забивать гвозди).
в ближайшее время усадьбу собираются подвергнуть реновации - концепцию развития определят в октябре текущего года. ну а пока что администрация усадьбы предлагает всем желающим заказать именные парковые скамейки, то есть с табличками, на которых будет указан благодетель.
кстати, про кино. оба киногородка заметно поскуднели - многие постройки успели сгореть (в прошлом году здесь было, как минимум, пять пожаров). и всё же тут продолжают периодически что-то снимать. из последнего - комедийный серик "конец славы" с павлом деревянко. а в здании ленин-центра - распиаренный серик "игры" (про олимпийские) евгения стычкина (который теперь ещё и режиссёр; я даже посмотрел - хоть и на "перемотке" - прошлогодний серик "цикады"с невнятной историей про мажористого старшеклассника в окружении зверинца из разошёрстных нормисов).
вроде как тот же стычкин снимал здесь на днях сцены для серика "полураспад" (о применении ядерного оружия на тоцком полигоне в оренбуржье в 1954-м); продюсером выступил данила ипполитов (сын адотьи смирновой и внук андрея смирнова).
перспективное развитие территории
количество ленинов на территории не прибавилось, вроде стало даже меньше (куда-то исчезли в том числе два бюста сталину). ленинов я насчитал всего 9 штук, включая скульптуру в ленин-центре и дальнего ленина, который стоит на каширке (о нём будет ниже).
уже писал, что было бы здорово свозить в горки всех ленинов, которые периодически сносят по стране. спонсирование этого благого дела было бы правильно навязать партии коммунявых.
а можно пойти ещё дальше: памятники, которые оказались разбиты, опускать на дно пруда туровки - тот находится ниже по склону от главного усадебного дома - типа подводная аллея вождей (такая же есть на берегу чёрного моря в урочище атлеш, что в крыму), и зарабатывать на погружениях с аквалангом (или с чем в таких случаях погружаются на дно).
торчащая где-нибудь посередине пруда статуя ленина, погружённая по пояс или даже по плечи, тоже не будет лишней.
было бы также неплохо влепить куда-нибудь посреди памятников известное обращение надежды крупской относительно культа личности супруга:
"товарищи рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки.
большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по ильичу уходить во внешнее почитание его личности. не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. - всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. помните, как много ещё нищеты, неустройства в нашей стране. хотите почтить имя владимира ильича, - устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т.д. и самое главное - давайте во всем проводить в жизнь его заветы".
из газеты "правда" от 29 января 1924 г.
дальний ленин
главным же событием в этот раз стало то, что я таки добрался до удалённого от всех прочих объектов ленгорок памятника шагающему ленину. скульптор - исаак давидович бродский (не путать с художником исааком израилевичем бродским, автором полотна "ленин в смольном", а также портрета керенского); он же - автор ещё пяти (если не больше) памятников ленину - в новосибирске, снежинске, ростове-на-дону, брянске и барнауле, а также знаменитого "алёши" в мурманске.
находится памятник у старого (ныне недействующего) въезда с каширского шоссе (на 31 км). когда-то (видимо, очень давно) здесь был один из входов/въездов в усадьбу, теперь же часть прилегающей к усадьбе территории застраивается очередным технопарком (но пройти там пока ещё можно - проход через дырку в заборе). сейчас памятник стоит на заброшенной, заросшей сорняками поляне с сохранившимися фрагментами красного покрытия дорожек - такие же проложены почти по всей усадьбе.
чтобы до добраться до ленина, нужно сначала пройтись по старой аллее (по ней ходят в основном либо редкие местные, либо гастарбайтеры), что в сторону каширки, а затем - через промзону. топать только в одну сторону - не меньше получаса. выйти на тропу можно в том числе из посёлка ленинские горки - в этом случае пройти на территорию усадьбы можно будет бесплатно.
памятник сваяли и установили в 1980-м - к 110-летию со дня рождения ленина. а до этого на месте шагающего ленина был установлен ленин сидячий (скульптор с.д.меркуров, 1960) - того потом свезли в город видное, там он стоит/сидит до сих пор.
на чьём балансе сейчас находится товарищ - непонятно. я так понял, территория ленгорок раньше простиралась до самой каширки, заканчиваясь там, где сейчас стоит памятник, но в нулевые часть земель (кусок, прилегающий к каширке) то ли отжали, то ли они были просто проданы - теперь там тот самый технопарк.
вятские курганы
про курганы вятичей - они тоже в ленгорках - писал в прошлогодней заметке.
по дороге домой
несколько вечерних видов по дороге к жд-станции - новый жк "прибрежный парк" и 135-километровая река пахра.