таиланд: исторический парк аюттайа
. вылазка из бангкока к руинам аюттайи в рамках
обзор поста (примерно 1600 слов / 3,5 страницы текста):
- про вылазку;
- королевство аюттайа;
- названия тайских королевств и столиц;
- крах аюттайи;
- исторический парк на руинах.
снимал на olympus e-500.
про вылазку
в аюттаю можно было бы отправиться на поезде (по цене - почти что бесплатно), но я решил взять трансфер в турагентстве (по сути, заказал поездку у админа в хостеле) - бюджетный вариант без гида. на микроавтобусе доставили туда и обратно. дорога из бангкока заняла около полутора часов (
краткая история
на русском название ayutthaya (ударение в названии - на последний слог, как и во всех тайских) встречается, как минимум, в четырёх вариантах - аютия, аюттхая, аюттая, аюттайа. я буду придерживаться последнего.
аюттайа - пока что самое известное и мощное из предыдущих тайских государств - на исторической арене оно продержалось четыре века. современный тай можно считать его полноценным преемником.
два с лишним века назад столица королевства была до основания разрушена бирманцами, и вот на руины былого величия туристам и предлагается посмотреть.
как королевство аюттайа было основано в конце 14 века в результате объединения четырёх портовых городов-государств в низовьях менама - лопбури (лаво), супханбури, пхетчабури и, собственно, аюттайа.
город аюттайа - будущая столица - был основан в середине 14 века. предположительно, на его месте уже существовало кхмерское поселение айодхья / ayodhya (дваравати шри айодхья). последнее было названо в честь священного индийского города айодхья (столица древнеиндийского государства кошала), где, согласно легенде, появился рама - тот, что аватар вишны (аватаров, если что, у вишны было до кучи). собственно, название аюттхая - это та же айодхья (название города переводится, вероятно, как непобедимый).
кстати, в честь рамы будут называть себя некоторые короли аюттайи, в частности король-основатель аюттайи - король раматхибоди, а спустя 4,5 века - короли из династии чакри, которые правят таем по сей день (первый, кстати, родом из аюттайи).
тут ещё нужно отметить, что и все (или почти все) прочие тайские города были основаны на месте кхмерских (значительная часть территории будущего тая с 9 века до начала
ядро аюттайи было расположено на острове, образованном тремя реками - менам (чао-прайя), лопбури и па сак. аналогично будет устроен и город бангкок - изначально тот был ограничен островом, образованным рекой менам (чао-прайя) и каналами.
как условная нация тайцы-сиамцы сформировались именно в период аюттайи.
названия королевств и столиц
полное современное название города (у тайских столиц официальные, или церемониальные, названия всегда громоздкие - как будто это титул какого-нибудь африканского диктатора) - phra nakhon sri ayutthaya. пхра - это про королевскую кровь, шри - что-то там про святой/небесный статус, накхон - обозначение столицы.
изначально же город носил официальное название krung thep dvaravati sri ayutthaya. dvaravati - это буддийское королевство монов (
королевство же официально называлось крунг тай (krung tai) - тайский стан / столица тайцев. то есть одинаковые названия тайских королевств и столиц - это то, как они фигурируют в современных европейских источниках. для европейцев тайское государство было известно как сиам. сам же город ayutthaya на европейских картах 16-18 вв обозначен как judia/judiah (искажённое ayutthaya).
сами жители аюттайи (как и жители сукхотая и лан-на/ланнатай) называли себя тай (thai). собственно, и сейчас (точнее - на протяжении уже как двух веков) таиланд у тайцев носит название не таиланд или сиам, а пратхет тай (prathet thai).
крах аюттайи
в 16-17 вв королевство аюттайа было, вероятно, самой главной в юго-восточной азии державой. сама же столица была одним из самых процветающих городов (видимо, не только среди азиатских, но и во всём мире). из-за того, что в 18 веке тут якобы насчитывалось около миллиона жителей, её причисляют чуть ли не к самому большому на тот момент городу в мире (какая же это глупость - определять размер городов по населению, а не по занимаемой территории).
в конце 18 века 400-летняя история славного тайского королевства была трагически завершена - в результате очередного бирманского вторжения от столицы остались почти что одни руины.
это была
при нападении бирманцев короли аюттайи трезво рассчитывали на природные катаклизмы - из-за муссонов наступления бирманцев часто проваливались (если на руси надежда на спасение от недругов возлагалась на генерала мороза, то у тайцев за победу отвечал генерал муссон), однако в этот раз удача была на стороне бирмы (впрочем, бирманцы успели нагнуть аюттайю ещё в середине 16 века - тогда аюттайа на пятнадцать лет попала в вассальную зависимость от бирмы).
бирманцы постарались разрушить город до основания (к вопросу о технике уничтожения таких махин - громить тайцев бирманцы пришли на боевых слонах - и это на рубеже
буддийские святыни громили те же буддисты. каменным статуям будды бирманцы сносил головы (голова среди буддистов считается самой святой частью тела - но не потому что там мозги, а потому что она ближе к небу; стопы, соответственно, - самая грязная часть), а золотых будд бирманцы переплавляли и увозили к себе. хотя сами тайцы сделали почти тоже самое с кхмерской столицей тремя веками ранее, а ещё спиздили у них главную на тот момент буддийскую святыню - изумрудного будду, которого сейчас можно увидеть в бангкоке. в начале 19 тайцы проведут карательный поход на столицу лаоса, и особого отношения к буддийским храмам с их стороны так же не будет.
несмотря на то, что после разгрома аюттайи королевство распалось на кучку разрозненных тайских княжеств, вернуть захваченные бирманцами земли тайцы смогут уже в том же году (тут ещё помогло то, что бирму атаковали китайцы).
вскоре новое тайское королевство тонбури (преемник аюттайи, которое спустя 14 лет переоформится в королевство раттанакосин) со столицей на месте будущего бангкока (до
парк на руинах
после переучреждения тайского королевства прежнюю столицу было решено не восстанавливать, а при строительстве храмов новой столицы (бангкока) стройматериалы вывозили в основном из аюттайи.
в последующие годы бывшую столицу постепенно поглощали джунгли (такая же ситуация была с кхмерским ангкором). до недавнего времени аюттайа простояла почти полностью заброшенной (сейчас же часть руин - под защитой юнеско).
не могу сказать, что тут сильно интересно. можно посмотреть на "голые" пранги и храмовые постройки, и убедиться, что внутри - кирпичная кладка.
некоторые храмовые постройки были восстановлены. в частности, wat phra mongkhon bophit, возведённый в середине 17 века, отстроен заново в
сохранился также wat na phra men (13 век) - его бирманцы сжигать не стали - сработало какое-то азиатское суеверие; храм был восстановлен в
wat mahathat - храм великой реликвии. возведён в середине 13 века.
в аюттайе ват махатат считался самым священным из всех прочих.
самым популярный здесь объект - голова будды, загадочно выглядывающая из-под кореньев священной смоковницы - дерева бодхи. для буддистов бодхи - это самое священное дерево, якобы именно под ним будда медитировал свои последние медитации и домедитировался до нирваны.
в центре храмового комплекса стоял 50-метровый пранг, который олицетворял собой мистическую гору меру. окончательно царь-пранг разрушился только к началу 20 века.
wat lokayasutharam / wat pra norn - храм земли (земля, которая earth) / храм спящего будды. здесь находится единственный сохранившийся в аюттайе лежащий будда (поза означает ожидание будды перехода в нирвану), каким-то чудом переживший бирманский погром.
wat ratchaburana - храм королевской реставрации. возведён в первой половине 15 века. старейший храм в аюттайе. центральный пранг отреставрирован.
wat phra si sanphet - храм святейшего великолепного всеведущего (есть ещё перевод - храм великолепной всезнающей святости). самой большой храм аюттайи, который послужил образцом для храма изумрудного будды в бангкоке (wat phra kaew); прототипом пхра-сисанпхета в свою очередь стал wat mahathat (храм великой реликвии) в тайском королевстве сукхотай.
возведён храм в конце 15 века на территории бывшего королевского дворца. от храма остались только три ступы-чеди (их отреставрировали в середине
когда-то здесь была 16-метровая золотая статуя будды (говорят, слой золота превышал
в храмах аюттайи преобладают не ступы-чеди (которые тайские), а ступы-пранги - те, что в виде кукурузных початков, - эту моду тайцы взяли у кхмеров (в свою очередь, кхмеры вдохновились индуистскими ступами-шикхарами). в середине 15-го тайцы захватили столицу кхмеров - ангкор, положив конец почти 7-вековому существованию кхмерской империи, и увели с собой все сливки кхмерской знати; так что помимо архитектурных традиций, тайцы переняли от кхмеров большую часть их буддийской культуры (кхмерская культура в свою очередь зиждется на индуистской).
в период примерно с 16 по середину 17 вв кхмерская архитектурная традиция постепенно замещается ланкийской (цейлонской) - вместо кхмерских прангов тайцы принялись ставить ступы-чеди - это уже влияние присоединённого к аюттайе тайского королевства сукхотай (его аюттайа присоединила к себе примерно тогда же, когда и ангкор - в середине 15 в).
несмотря на то, что аюттайа аннексировала сукхотай, спустя непродолжительное время сукхотайская знать окажется в числе правителей аюттайи: первый король сукхотая окажется на троне королевства аюттайи уже в конце 15 века, и останется у власти на 38 лет (при его правлении произойдёт первый контакт тайцев с европейцами - это будут португальцы); со второй половины 16 века по первую половину 17 королевством аюттайа будет непрерывно править (примерно 60 лет) династия королей сукхотая.
банг па-ин
потом ещё отвезли в королевский дворец в деревне банг па-ин (bang pa-in). находится на полпути в бангкок. основан дворец в первой половине 17 века, но почти полностью перестроен при раме пятом во второй половине
там я практически не фоткал. как по мне, это такой тайский аналог подмосковной усадьбы архангельское или царской резиденции в петергофе - изысканно мерзотное и невыносимо приторное.